Урок №9 Специальная техника

Во всех предыдущих уроках мы извлекали ноты единственным способом – палец прижимал струну, затем медиатор ударял по этой струне. В принципе, этот простейший способ звукоизвлечения используется в гитарной музыке чаще всего, но не является единственным, существуют также и другие способы и приемы.

Именно владение этими приемами, которые собраны мною здесь, и отличает настоящего гитариста от обычного любителя побренчать.

Bend

Когда вы видите букву b или значок “^”, прижмите струну на указанном ладу, ударьте по ней медиатором, после этого изогните струну тем же пальцем, который ее прижимает. Изогнув струну, вы повысите тональность первоначально взятой ноты.

Пример:

B|—-11^—-| Изогните 2-ю струну на 11-м ладу. Можно встретить такую надпись bf. Bf – значит bend full, то есть следует изогнуть струну до отказа. 1/2 означает, что вы делаете bend на пол-шага, то есть получается тональность следующего лада. Не знаю, поймете ли вы что-нибудь из этого обьяснения, лучше приведу пример.
|—-8b1/2—-| Прижимаете 8-й лад, после чего делаете bend таким образом, чтобы получилась тональность 9-го лада. Если после b стоит буква r, это значит, что струну следует вернуть в первоначальное положение, не касаясь ее медиатором. Таким образом если вы видите |—-5bfr—-|, то прижимаете 5-й лад, ударяете по струне, потом сразу же изгибаете струну насколько это возможно и возвращаете ее обратно. Если буквы r
нет, то после изгиба струны, не возвращайте ее назад, а просто отпустите. Иногда после буквы b, в скобках указан номер лада, тональность которого следует получить, сделав bend. Пример: |—-11b(14)r—-| Лучший совет, который я могу вам здесь дать – слушайте запись и добивайтесь сходства.
Есть еще такая штука как pre-bend или ghost bend, это когда вы сначала изгибаете струну, а потом ударяете по ней. Встречается ghost bend не часто.

Упражнения
Упражнения следует повторять многократно, как если бы там были знаки повтора. #1
|—5—5^—5—5^—5—5^—5—5^—|
|—————————————|
|—————————————|
|—————————————|
|—————————————|
|—————————————|
#2
|——————————————-|
|—3b1/2—3—1——-3b1/2—3—1——-|
|——————-2——————-2—|
|——————————————-|
|——————————————-|
|——————————————-|
#3
|—5bfr—3—5bfr—3—5bfr—3—1——-1—3—|
|—————————————-3———–|
|—————————————————-|
|—————————————————-|
|—————————————————-|
|—————————————————-|

Slide

Slide переводится как скольжение. Название говорит само за себя. Ставите палец на один лад, ударяете по этой струне и сразу же перемещаете палец, на другой лад, не отрывая его от струны. Обозначается этот прием знаками / и \ (slash и back-slash) и иногда над ними стоит буква s.

Пример:

s |—-8/10—-| Slide с 8-го лада на десятый.

s |—-10\8—-| Slide с 10-го лада на восьмой. Если два слайда идут один за другим, то ударяете по струне только один раз, перед первым.

s s |—-8/10\8—-| Если начальная точка слайда не указана (|—-/14—-|), то вам придется определять ее на слух. Тоже самое, если не указана конечная (|—-5\—-|).

Упражнения
#1
|—1/3—3—3—1/3—3—3—|
|——————————-|
|——————————-|
|——————————-|
|——————————-|
|——————————-|
#2
|——–0—1/3—1—0————-0—1/3—1—0——|
|–1/3———————3—1/3———————3–|
|———————————————————|
|———————————————————|
|———————————————————|
|———————————————————|

Hammer-On

Суть этого приема в следующем: один палец (указательный или средний) ставится на один лад, медиатором ударяют по струне, а потом второй палец (средний или безымянный) ударяет по второму ладу. Как всегда проще привести пример.
h
|—-2^3—-| Ставите указательный палец на второй лад, ударяете по струне, а потом сразу же средним пальцем бьете по третьему ладу, не уберая указательный. Hammer-On можно перевести как “стукнуть молотком”. Название хорошо передает суть приема. Вы именно ударяете пальцем по струне. Как вы уже могли понять из примера этот прием обозначается знаком ^. Иногда, чтобы новичок не ошибся, наверху ставится буква h.
h h
|—-2^3^4—-| В этом примере и в подобных ситуациях ударяете по струне медиатором только один раз. Распространенная ошибка – удар пальцем производится с недостаточной силой.

Упражнения
|—————-h—–h—–h—–h—–h—–h—-|
|—-h—–h—-0^1—0^1—1^3—0^3—0^1—0^1—|
|—0^2—0^2—————————————|
|—————————————————|
|—————————————————|
|—————————————————|
Вступление к ‘The Fly’ U2.
E|——————-|——————-|
B|——————-|——————-|
G|——————-|——————-|
D|——————-|——————-|
A|—7-7-5-7-5-7-7-5-|—7-7-5-7-5-7-7-5-|
E|-0——h—h——|-0——h—h——|

Pull-Off

Этот прием является противоположностью предыдущего. Вы ставите два пальца на два лада, потом ударяете по струне и снимаете, оттягивая немного вниз струну, палец, стоящий ближе к корпусу гитары.

Пример:
p
|—-5^4—-| Ставите указательный на 4-й лад, средний на 5-й, ударяете медиатором по струне и сразу же снимате средний палец, продолжая держать указательный.
p
|—-11^0—-| В этом случае ставите указательный на 11-й лад, ударяете по струне и снимаете палец, звучит открытая струна.

Упражнения
|————————————————————-|
|—-p———–p———–p———–p———–p——–|
|—2^0—-p—-2^0—-p—-2^0—-p—-2^0—-p—-2^0—2—|
|———2^0———2^0———2^0———2^0————-|
|————————————————————-|
|————————————————————-|

Palm Mute

Струна (струны) частично приглушаются правой рукой, которая слегка прикасается к струнам ребром ладони. Точнее не совсем ребром, а тем местом, где ребро переходит в ладонь. Вы прикасаетесь к струнам до того, как ударяете по ним медиатором. В результате ноты получаются немного приглушенными. Здесь важно не прижимать руку к струнам слишком сильно, иначе ноты не будут звучать совсем. Обозначается этот прием буквами P.M., после которых идут полосы (——|), которые показывают, до какого момента он действует.

Пример:
P.M——–|
D|———–2-1|
A|————–| Тройки приглушаем, дальше как обычно.
E|–3-3-3——-|
Иногда этот прием обозначают так:
F5
|————|
|————|
|————| Приглушаем последние 3 аккорда F5. Такой способ
|–3–X-X-X–| обозначения Palm Mute нельзя назвать корректным,
|–3–X-X-X–| потому что точно также обозначается другой прием,
|–1–X-X-X–| Staccato (см. ниже).
Упражнения
P.M.———————————————|
|——————————————————————-|
|——————————————————————-|
|——————————————————————-|
|——————————————————————-|
|——————-0—0—0—0—2—2—2—2—0—0—0—0—|
|—3—3—3—3—————————————————|

Vibrato

Ударяете медиатором по струне в то время как палец, прижимающий какой-либо лад скользит вперед и назад в пределах этого лада. При помощи этого приема можно выделить некоторые, как правило, достаточно длинные ноты, придав им особую певучесть. Второй способ – палец двигается не по горизонтали, а быстро приподнимает и опускает струну. Этот способ лучше всего подходит для первых ладов. Обозначается прием Vibrato знаком “~”. Чем больше таких значков, тем дольше длительность ноты.

Пример:
|—-7~~~~~—-| Vibrato на 7-м ладу.
Упражнения
|———————————————————|
|—5~~~~~~~~–3-4-5~~~~~~~~——————————|
|——————————7~~~~~~~~–5-6-7~~~~~~~~—|
|———————————————————|
|———————————————————|
|———————————————————|

Staccato

Так называется отрывистый переход от звука к звуку. Этот прием осуществляется путем глушения звуков, в результате которого они теряют часть обозначенной длительности. Глушение отдельный нот может осуществляться медиатором, который прикладывается к струне, после того как был извлечен звук или ребром правой руки. Глушение аккордов может осуществляться: 1) значительным ослаблением давления пальцев левой руки, прижимающих струны к ладам, без снятия этих пальцев со струн; 2) прикосновением к струнам правой руки, то есть края ладони у запястного сустава; 3) иногда, возможно объединение первого и второго вариатнов. Обозначается этот прием буквами “X”.

Пример:
A|—-3-X—-3-2-1| Играете третий лад, потом глушите эту струну и играете дальше. Если бы здесь не был обозначен прием Staccato, то нота третьего лада звучала бы гораздо дольше.

Harmonics

Harmonics – это звуки со своеобразной тембровой окраской. Чтобы извлечь harmonic, например, на первой струне, надо точно над порожком 12-го лада (середина струны) приставить к этой струне палец, потом ударить медиатором по этой струне и почти одновременно с этим снять (приподнять) палец левой руки со струны.
У начинающих harmonics либо совсем не звучат, либо звучат очень тускло. Происходит это по одной из трех причин: 1) палец расположен не точно над порожком лада; 2) палец вместо легкого прикосновения надавливает на струну; 3) палец снимается со струны или преждевременно, или слишком поздно. Обычно после устранения этих ошибок harmonics начинают получаться достаточно громкими и яркими. Наиболее употребляемы harmonics на 5-м, 7-м и 12-м ладах. Другие встречаются достаточно редко. Обозначаются harmonics так же как и обычные ноты, только в скобках. То о чем, я только что рассказал, называется natural harmonics. Их можно взять лишь на некоторых ладах. Существуют также artificial harmonics – флажолеты, которые можно получить на любом ладу, если сразу после удара медиатора по струне (сверху вниз), слегка коснуться струны частью большого пальца. Этот прием требует длительных тренировок.

Пример:
harm.
|—-<12>—-|
Чтобы не путать harmonics с нотами с увеличенной длительностью, которые также находятся в скобках, harmonics помещают в < >, а не в ( ). В общем-то этот прием используется достаточно редко, но тем не менее ему стоит научиться.

Упражнения
E|——–<12>———| |——-<12>———| |——–<12>———–|
B|o————<12>—o| |————<12>—-| |————-<12>——|
G|———————| |——————–| |——————<12>-|
D|———————| |——————–| |———————–|
A|o——————-o| |——————–| |———————–|
E|—0—————–| |—0—————-| |—0——————-|

И последнее. Когда требуется выделить некоторые ноты на фоне остальных, делается это, увеличивая их громкость. А громкость, как известно, зависит от силы, с которой вы ударяете медиатором по струнам. Такие места обозначаются знаком > (акцент). Когда вы видите этот знак над нотой или аккордом, играйте их громче чем остальные. Почти все, о чем здесь шла речь, относится не только к одиночным нотам, но и к аккордам, о которых мы поговорим на следующем уроке.

Упражнения на все приемы
Day Tripper by THE BEATLES

3 1 1 1 3 1 1
|——————————–|——————————–|
|o——————————o|——————————–|
|——————————–|————-2-0——4—-0h2–|
|————-2-0——4—-0h2–|———–2——–2—-2——|
|o———-2——–2—-2—–o|–0—-3/4———————-|
|–0—-3/4———————-|——————————–|

Unforgiven by METALLICA

1 2 2 3 3 2 1
|—————————|————————-|
|o———h—————-|———-h————-o|
|—2—4-4^5——-5-4-2—|—2—4-4^5——-5-2—|
|—————————|————————-|
|—————————|————————-|
|o————————–|————————o|
|—————————|————————-|
3 3 2 3 2 1 1 1 3 1
|——————————————————–|
|———h—–h—————–s————-h——–|
|–2—4-4^5—4^5—-5–5-4—–4\———-2-2^4—-2–|
|—————————-5——-2——————-|
|——————————————————–|
|——————————————————–|
3 3 1 2 2 1 3 1 1 3 1

|—————-h—————————————|
|———h—–3^5—5–5-3——s——s—–h———|
|–2—4-4^5—————–4—4\–1—\4-1-2^4–2—–|
|——————————————————–|
|——————————————————–|
|——————————————————–|