PUNK

Поп-панк (англ. pop – punk, punk-pop – это производное от слов “поп” и “панк”, то есть в дословном переводе “панк, ориентированный на широкую аудиторию”) – это музыкальный жанр и субкультура, уходящий своими корнями в далёкий 1976 год, во времена пионеров панк-ривайвла: Ramones, Screeching Weasel, The Dickies, Descendents и клуба CBGB’S. Первыми предвестниками поп-панка были альбомы Ramones – “Leave Home (1977) и Mr. T Experience – “Night Shift At The Thrill Factory” (1987).

В то время в Южной Калифорнии, на волне постоянных политических проблем и войн, многим американским панк-группам хотелось переключиться на что-то более жизненное, позитивное (солнце, море, пляжи, девушки), это был протест против абсолютного нигилизма ортодоксальных (радикальных) олд-скул панков того времени, эпохи Sex Pistols и Exploited, это творчество изначально подразумевалось как противовес беспредельно модному (среди людей называющих себя панками) культу саморазрушения (Live fast, die young). Так под влиянием политики и природы появились первые отголоски того, что мы сейчас называем поп-панком, тогда это была всего лишь одна из форм панк-ривайвла в Калифорнийском панк-роке, окончательно поп-панк смог сформироваться как обособленная субкультура только в середине-конце 90-х. До начала 90-х поп-панк, как субкультура, пребывал в коматозном состоянии, то есть не развивался, но присутствовал в творчестве будущих титанов Калифорнийской панк-сцены: NoFx, Bad Religion, Pennywise, Offspring.

Всё резко изменилось в 90-е годы, именно в это время вышли в свет 6 ключевых, 100% поп-панк альбомов, которые в последствии стали классикой жанра: Green Day – “Dookie” (1994); Weezer – “Weezer” (1994); Offspring – “Smash” (1994); Presidents of USA – “Presidents of USA” (1995); Blink 182 – “Dude Ranch” (1997); Blink 182 – “Enema of the State” (1999). С тех пор поп-панк приобрёл окончательную музыкальную форму, которая оставалась (и остаётся) практически без изменений, поэтому я думаю, что не имеет смысл упоминать все мало-мальски значимые группы, т.к. по большому счёту они ничего нового в жанр не привнесли. Лишь одна группа в этом жанре, по моему мнению, достойна действительно особого внимания, Blink 182. Невозможно переоценить значение Blink 182 в истории поп-панка, эта группа стала “шаблоном” для поп-панк групп, законодателем стандартов в музыке, в жизни и на сцене.

Поп-панк завоевал сердца (ноги, глаза и почки) миллионов подростков во всём мире, вознёсся на вершины хит-парадов радиостанций и MTV, и окончательно интегрировался в мейнстрим. В последствии это стало причиной появившихся стереотипов о коммерциализированности, продажности, “попсовости” и вторичности этого жанра, но об этом позже.

Музыка и лирика

“Всё гениальное – просто”, – как сказал классик. Три аккорда, весёлый мотивчик, незаурядная красивая мелодия + вокал 16-ти летнего подростка и лирика “про парня как ты и я” – это классический поп-панк.

Это этакий симбиоз панк-рока и брит-попа, мелодичный, драйвовый и позитивный главным, но не доминирующим (преобладающим), значением которого является развлечение как самих исполнителей, так и слушателей. Поп-панк не обязательно должен быть лёгким и мелодичным, он может быть весьма быстрым, достаточно “грязным” и тяжёлым, а может иметь и вполне политнекорректные тексты, но при этом делать главный упор на бодрящие и запоминающиеся мелодии. А все потому, что поп-панк нацелен, прежде всего, на то, чтобы вызывать положительные эмоции, кромсая в пух и прах тоску, хандру и уныние. И это очень хорошо. В то же время никак нельзя умолчать о том, что группа, играющая поп-панк запросто может высказывать вполне серьезные идеи. Так, раздолбаи из очень даже поп-панк команды Goldfinger являются убежденными веганами (вегетарианцами) и стараются всячески продвигать веган-агитацию посредством своей музыки и клипов. Небезызвестная группа Green Day активно участвовала в кампании против войны в Ираке. Поп-панк номера мы можем встретить даже в репертуаре политизированных до кончиков ирокезов панков, как, например, у Anti-Flag, их последний альбом The Terror State является одним из лучших примеров серьёзного поп-панка.

Лирика поп-панк групп далеко не апофеоз философии и поэзии, тем не менее стоит отметить, что у неё есть своя специфика, простые и понятные, весёлые и грустные тексты, затрагивающие весь стандартный перечень проблем тина со свойственным ему максимализмом, “что вижу и чувствую, о том и пою” – такой принцип при написании текстов для поп-панк песен соблюдается почти всегда. В поп-панк творчестве освещаются практически все мало-мальски важные для молодёжи проблемы, от прыщей и “предков” до полового созревания и безответной любви.

При поверхностном прослушивании создаётся впечатление, что поп-панк музыка в большинстве своём примитивна, т.к. она практически не требует от человека каких-то особых музыкальных талантов: слуха, голоса, чувства ритма. Чтобы сколотить поп-панк группу особого ума не надо: гитара, бас-гитара, ударная установка (aka пионерский барабан) и голосовые связки – это минимальный (он же максимальный) набор инструментов. А если сёрьёзно, то не всё так просто, т.к. на поп-панк сцене очень сильная конкуренция, из сотен поп-панк групп пробиваются на большую сцену лишь единицы. В этом жанре тоже есть свои профессионалы, достаточно вспомнить Трэвиса Баркера, барабанщика Blink 182, который входит в 10-ку лучших барабанщиков мира по версии авторитетного западного журнала Modern Drummer или скрипача, Шона Макина, из группы Yellowcard.

Субкультура и философия

Поп-панк как субкультура сформировался совсем недавно, поэтому трудно говорить о каких-то канонах этого движения, ведь сам термин поп-панк появился всего 5-7 лет назад, но я попробую. Мы подбираемся к самому главному.

Что же такое поп-панк? Начнём с того, что очень часто первое, что я слышу при упоминании этого термина это: “какой же это панк, это ж попса!!!” Как ни странно, я с этим частично согласен, поп-панк – это НЕ панк. И если быть до конца откровенным, поп-панк – это независимая и самодостаточная субкультура, со своими канонами в одежде, музыке и имидже. В полной мере субкультурная стилистика выражается в поведении музыкантов, которые в жизни и на сцене эксплуатируют имидж придурковатых тинэйджеров и это при том, что средний возраст музыкантов в поп-панк группах мирового уровня, 30 лет! Именно в этом заключается главная доктрина поп-панк движения: искренняя “игра” в подростков и серьёзная жизненная позиция, которая иногда проявляется в лирике и политике по отношению к своему творчеству.

Но я не согласен с тем, что поп-панк – это “попса” (я умышленно пишу в кавычках), по крайней мере в моём понимании. Как я понимаю, попса – это не “живая” музыка, это продукт низкосортный и безвкусный, созданный с расчётом на коммерческую успешность, если имеется в виду это, то я в корне не согласен. Поп-панк это музыка искренняя, лишённая всяких иносказаний, да, поп-панк музыка хорошо продаётся, но это не показатель “попсовости”. Вообще я бы постеснялся судить о коммерциализированности поп-панка т.к. единственный признак “попсы” в поп-панке, это популярность. Мне кажутся странными неаргументированные суждения некоторых критиков, которые, выступая в роли Истины в последней инстанции, обвиняют поп-панк в продажности. Я конечно не знаю, может быть эти “некоторые критики” обладают телепатическими навыками, но я считаю по крайней мере некорректными рассуждения о продажности и “искусственности” этого жанра, которые делаются на основе своего субъективного понимания, а не на основе фактов и личного общения с фронтменами поп-панк сцены. Я считаю, что продажность и коммерциализированнность зависит не от стилистики музыкального жанра, а от самих музыкантов. Поэтому я воздержусь.

Важный элемент поп-панк культуры – скейтбординг. Благодаря тесному союзу поп-панка и скейтбординга многие лейблы традиционно считающиеся панк-лейблами начали выпускать продукцию для скейтбординга, как например Vans, Converse и Dickies. В то же время многие скейт-лейблы, типа небезызвестных Zero, Adio, Independent, Spitfire, Etnies и т.д., начинали “котироваться” среди поп-панков, в том числе и тех, кто никогда не вставал на доску и не собирался этого делать. Ни для кого не секрет (а если и секрет, то в ближайшее время перестанет таковым являться), что компания Vans проводит ежегодный Vans Warped Tour с участием таких героев современной поп-панк, панк-сцены, как Pennywise, Bad Religion, Blink 182, H2O, Bouncing Souls, Good Charlotte, Mighty Mighty Bosstones. Скейтбординг оказал очень сильное влияние на панк и поп-панк движение и даже породил ещё одну форму панк-ривайвла (даже скорее поп-панк-ривайвла) – скейт-панк, но это уже совсем другая история…

Поп-панк – это протест против системы, но не оголтелый и всеобъемлющий нигилизм ортодоксальных панков, а протест, выражающийся в желании сделать этот мир лучше, позитивнее и добрее.

Поп-панк – это субкультура, основанная на самоиронии и оптимизме, на всём светлом, добром и вечном.
Поп-панки – в моём понимании, это романтики нового времени, свободные от предрассудков, предубеждений и стереотипов, здравомыслящие и позитивные. Это индивидуумы, сочетающие в себе подростковую непринуждённость (“безбашенность”) и истинное желание любить, жить и познавать мир.

Добавить комментарий

Имя *
Email *
Сайт