Урок №10 Аккорды

Большинство отечественных самоучителей считают, что одновременное звучание двух и более нот – это созвучие, а аккорд – это созвучие, состоящее из трех и более нот. За рубежом принято считать, что аккорд – это одновременное звучание двух и более гармонирующих друг с другом нот. Последнее определение мне нравится больше.

В общем, забудьте о созвучиях, если играете одновременно больше чем одну ноту, значит играете аккорд. Когда я купил гитару, я не знал, какие аккорды мне нужны и не было никого, кто хотел бы мне это рассказать. Вам повезло – на свете есть я. Для исполнения 90% всей музыки стилей Rock, Folk, Blues и подобных им вам потребуются не больше 12-15 аккордов (не считая Power chords, о них я расскажу на отдельном уроке). Конечно, по мере того, как вы будете прогрессировать, вы освоите и другие, но для начала хватит и этих. В Internet аккорды могут обозначаются так: название аккорда и его расшифровка.
Например: C x32010. Здесь “С” – название аккорда (обозначаются английскими буквами), а x32010 – номера ладов, которые используются. Буква ‘x’ означает, что струна не играется.
На втором уроке я привел другой вариант: С

–0–
–1–
–2–
–0–
–3–
—–Это тот же аккорд только в виде tablature. Линия на которой нет цифры означает, что эта струна не играется.

Но чаще всего никаких расшифровок вообще не дается, а пишется одно имя аккорда. Делается это для экономии времени и места, все кому надо и так знают, что такое аккорд C. И еще в обоих вариантах не сказано, каким пальцем прижимать тот или иной лад, даны только номера ладов. Поэтому вам придется выучить аппликатуры наиболее часто употребляемых аккордов. Ниже приведены диаграммы таких аккордов. Вверху написано название аккорда, черные точки показывают, какие лады используются, красная линия означает, что струна не играется (тоже самое, что и ‘x’). Внизу указана правильная аппликатура. Под диаграммами даны интернетовские обозначения, просто для того, чтобы вы запомнили, что это одно и тоже.

x02220x02210 xx4442xx4432 x32010

xx0232 xx0231xx0212 022100320033

Возьмем, к примеру, аккорд A. Из диаграммы видно, что используются только 5 струн, шестая не играется. Пятая и первая струны открытые. Пальцы ставим только на второй лад. Первый палец ставится на второй лад третьей струны, третий палец – на вторую струну, второй – на четвертую. Ударяем по всем пяти струнам. Это и есть аккорд A. Соблюдайте приведенную аппликатуру (постановку пальцев), даже если вам кажется, что эти аккорды удобнее брать по-другому. Все остальные аккорды вы можете найти здесь.
Аккорды – это созвучия гармонирующих нот. Это значит, что ноты, составляющие тот или иной аккорд, были взяты не с потолка. Попробуйте прижать случайные струны и сыграть их как аккорд, получится что-то непотребное. Я не буду рассказывать, как строятся аккорды, расскажу только, почему они называются так, как они называются. Все аккорды называются по имени нот, от которых они строятся, так называемых root notes. Root note (“корневая нота”, в переводе) аккорда – это всегда самая низкая нота аккорда.
Например, аккорд A называется так, потому что его root note – это нота A, которая находится на открытой 5-й струне. Расположение нот на первых 12-ти ладах гитары при основной настройке: N струны 6 5 4 3 2 1

Лад 0 -> E A D G B E <—– (открытая струна)
Лад 1 F Bb Eb Ab C F
Лад 2 F# B E A C# F#
Лад 3 G C F Bb D G
Лад 4 Ab C# F# B Eb Ab
Лад 5 A D G C E A
Лад 6 Bb Eb Ab C# F Bb
Лад 7 B E A D F# B
Лад 8 C F Bb Eb G C
Лад 9 C# F# B E Ab C#
Лад 10 D G C F A D
Лад 11 Eb Ab C# F# Bb Eb
Лад 12 E A D G B E

Если сейчас эта информация кажется вам ненужной или малопонятной, все нормально, в будущем все встанет на свои места. Теперь разберемся со значками # (диез, sharp) и b (бемоль, flat), которые можно встретить после названия аккорда. Например, C# или Bb. Решетка (#) означает, что аккорд переносится на полтона выше, т.е. на 1 лад в сторону корпуса гитары, а буква “b”, соответственно, ниже. Тон равен двум ладам. Кроме “нормальных” аккордов (G, A, Dm и так далее), вы встретите и такие: D/F#, F/G. Это Slash chords. Нужны такие аккорды, чтобы сделать переходы от аккорда к аккорду более плавными. В принципе я не хочу долго на этом останавливаться, скажу только, что чаще всего, чтобы взять такой аккорд, нужно использовать большой палец, который обогнув гриф, должен прижимать сверху шестую струну. А как бы вы сыграли такой аккорд – 022×00 ? Правильный ответ: струны прижимаются, как будто это обычный аккорд E, то есть
022100, но указательный палец не прижимает струну G (3-ю струну), а лишь слегка ее касается. Таким образом палец глушит струну и ее не слышно. Гораздо чаще чем полные транскрипции песен в Internet можно встретить тексты песен с аккордами.

Пример: D Am
Desert Sky
D Am
Dream beneath a desert sky
D Am
The rivers run but soon run dry
D Am
We need new dreams tonight

Автор здесь указал названия аккордов и места, в которых следует играть тот или иной аккорд. Вам придется самому (или самой) слушать CD и определять на слух, сколько раз нужно сыграть каждый аккорд и какие между ними оставить промежутки.Когда играете аккорды, в нужным местах используйте движения медиатором снизу вверх. Такая необходимость возникает, когда несколько аккордов идут друг за другом и играть их нужно быстро (та же ситуация, что и с отдельными нотами). Над аккордами, которые нужно играть снизу вверх я поставил знак “V”.

Упражнения

Начнем с простеньких аккордов, которые, однако, являются составными частями сложных. Чтобы проверить правильность постановки пальцев на струнах, сыграйте поочередно каждую струну, входящую в аккорд, все струны должны звенеть. Если этого не наблюдается, значит один из пальцев приглушает струну.

#1
1 v v v v 1 v v v v 3 v v v v 1 v v v v
|—0-0-0-0-0-0-0-0–1-1-1-1-1-1-1-1–3-3-3-3-3-3-3-3–0-0-0-0-0-0-0-0—|
|o–1-1-1-1-1-1-1-1–0-0-0-0-0-0-0-0–0-0-0-0-0-0-0-0–1-1-1-1-1-1-1-1–o|
|—0-0-0-0-0-0-0-0–0-0-0-0-0-0-0-0–0-0-0-0-0-0-0-0–0-0-0-0-0-0-0-0—|
|————————————————————————|
|o———————————————————————-o|
|————————————————————————|
#2
Аккорд, обозначенный здесь буквой G, прижимается мизинцем (1-я струна) и безымянным пальцем (2-я струна).
v v G v v v v G v v
|—0-0-0-0–3-3-3-3–0-0-0-0–3-3-3-3—|
|o–1-1-1-1–3-3-3-3–1-1-1-1–3-3-3-3–o|
|—0-0-0-0–0-0-0-0–0-0-0-0–0-0-0-0—|
|—————————————-|
|o————————————–o|
|—————————————-|

Almost Used To Love Her
В этом и следующих упражнениях я не стал обозначать места, в которых следует ударять медиатором снизу вверх (v), вам придется самостоятельно определять, где нужно ударить сверху вниз, а где – снизу вверх. Не стоит акцентировать внимание на аккорде, состоящем из трех открытых струн (x000xx), он нужен лишь для создания плавных переходов от аккорда к аккорду, играйте его небрежно.

|—2—-2–2—-2–2—–|–0—-0–0—-0–0—–|
|—3—-3–3—-3–3—–|–2—-2–2—-2–2—–|
|*–2—-2–2—-2–2–0–|–2—-2–2—-2–2–0–|
|*–0—-0–0—-0–0–0–|–2—-2–2—-2–2–0–|
|———————-0–|–0—-0–0—-0–0–0–|
|————————-|————————|
|–3—-3–3—-3–3—–|–0—-0–0—-0–0——|
|–3—-3–3—-3–3—–|–2—-2–2—-2–2——|
|–0—-0–0—-0–0–0–|–2—-2–2—-2–2–0–*|
|–0—-0–0—-0–0–0–|–2—-2–2—-2–2–0–*|
|–2—-2–2—-2–2–0–|–0—-0–0—-0–0–0—|
|–3—-3–3—-3–3—–|————————-|
|—3—-3–3—-3–3—–|–0—-0–0—-0–0—–|
|—3—-3–3—-3–3—–|–2—-2–2—-2–2—–|
|—0—-0–0—-0–0–0–|–2—-2–2—-2–2–0–|
|—0—-0–0—-0–0–0–|–2—-2–2—-2–2–0–| X3
|—2—-2–2—-2–2–0–|–0—-0–0—-0–0–0–|
|—3—-3–3—-3–3—–|————————|
|—2—-2–2—-2–2–2–|–2—————-|
|—3—-3–3—-3–3–3–|–3—————-|
|—2—-2–2—-2–2–2–|–2—————-|
|—0—-0–0—-0–0–0–|–0—————-|
|————————-|——————-|
|————————-|——————-|

Fire Water Burn by BLOODHOUND GANG

Иногда аккорды играются не целиком, а по частям. То есть вместо того, чтобы сыграть аккорд G “как положено” (320033) музыкант может сыграть лишь его часть, например, 320xxx или xxx033. Но прижимать, тем не менее, следует все лады, на которых находятся ноты, составляющие аккорд. В конце вы можете наблюдать значок %. Таким образом принято обозначать места, в которых следует ладонью правой руки приглушить струны, чтобы таким образом принудительно уменьшить длительность нот.

|———-3—-3——–|———-0—-0——–|
|———-3—-3—–0–|———-0—-0—–0–|
|–0—-0–0—-0–0–0–|–0—-0–0—-0–0–0–|
|–0—-0———-0–0–|–2—-2———-2–0–| X3
|–2—-2———-2–0–|–2—-2———-2–0–|
|–3—-3———-3—–|–0—-0———-0—–|
|–2—-2–2—-2–2—–|———-0—-0—–0–|——–|
|–3—-3–3—-3–3–0–|–1—-1–1—-1–1–1–|–1—–|
|–2—-2–2—-2–2–0–|–0—-0–0—-0–0–0–|–0–%–|
|–0—-0———-0–0–|–2—-2———-2—–|–2—–|
|————————|–3—-3———-3—–|–3—–|
|————————|————————|——–|